Текущее время: 22 июн 2017, 16:21



Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 109 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 05 июн 2009, 04:38 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
Но почему же, почему?
Можно предположить, прежде всего, что русские вообще не способны к созданию и восприятию произведений в жанре ужасов – как попадаются на свете, допустим, нации немузыкальные, и то или иное государственное устройство здесь ничего не меняет. Но ведь до революции было, было! И мертвецы Гоголя, и костегремящие персонажи пушкинского “Гробовщика”, и незаконченная, но гениальная вещичка “Штосс”, и творцы и герои Серебряного века, взахлеб с удовольствием пугавшиеся стокерова кровососущего графа, и весь этот взвихренный Первой мировой войной субстрат, смесь мифа, экзистенциальной тревоги и почвы, на основе которого, войди он в нормальные рамки, должно было бы народиться что-то в этом жанре, национально-своеобразное и всеобще-внятное… Никаких следов того самого на протяжении советского периода нашей истории не наблюдаем. Значит, Советский Союз здесь очень даже при чем. Так почему же именно это – не создали, не пропустили, отвергли?

Может быть, считали, что советского человека – этого вечного младенца, которого до седин полагалось пичкать жидкой манной кашей (и без комков!) – слишком сильно травмирует кровавый натуралистический антураж, свойственный историям о вампирах, оборотнях и прочих чудовищах? Но этот антураж, если разобраться, не является необходимостью и легко выносится за скобки. Ну, какой там натурализм в “Дракуле” с Белой Лугоши? Или в недавнем японском фильме “Звонок”? И если создавались в СССР произведения о любви – без постельных сцен, почему бы не соорудить жанр ужасов – столь же целомудренный? На чистом саспенсе. Никаких препятствий. Но – нет.
А возможно, смущал неизбежный для этого жанра элемент сверхъестественного – то, что без разбора сгребалось в мешок с маркировкой “Мистика”, равнявшейся по силе грифу “Радиоактивно”? И ведь действительно не различали понятий – просто не разбирались. Вспоминается, в конце восьмидесятых на каждом видеосалоне пестрело: “Кошмар на улице Вязов – мистика”. Непроходимое удивление. Я понимаю, ну, Сведенборг – это мистика, ну, Якоб Бёме – но Фредди Крюгер? Гм-гм, поистине кошмар… Ладно, не будем отвлекаться. Допустим, твердолобый, истошный, самому себе вредящий атеизм страны Советов с подозрением косился на любой элемент, в котором он усматривал хоть краешек “религиозной пропаганды”. Но, во-первых, на определённого рода оккультизм при этом смотрели сквозь пальцы – об Иване Ефремове, своеобразном отечественном мини-Кроули, я надеюсь ещё написать… А во-вторых, жанр ужасов не требует привязки к конкретной религии. Любители его могут принадлежать к разным религиям, но чаще ни к какой; как правило, атеисты или приверженцы туманной точки зрения: “Что-то такое есть, но все сплошная тайна”. Почему было не воспользоваться, не слить естественный интерес населения к сверхъестественному в такой удобный резервуар? Нет. Опять-таки не воспользовались.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 05 июн 2009, 04:38 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
Да почему же, почему?
Подойдём от обратного. Жанр ужасов, предположим, это чужое. А что считалось в доску своим?

С любопытством и слегка порочным удовольствием смотрю я иногда плохие советские фильмы, проникающие в несмотрибельное время на современный телеэкран. Именно плохие – они резче концентрируют устремления эпохи, а не авторов. Эти пожелтелые новости из небывалых мест. Вот на заводе возникает производственный конфликт, но сразу же и разрешается, а в это время страна запускает новый космический корабль, и конфликт отступает на задний план по сравнению с этим будничным, но великим событием. И все рады. Вот последний в стране жулик украл крупную сумму, а в это время по радио объявили наступление коммунизма, повсюду отменили деньги, и жулик, оставшись ни с чем, моментально перевоспитался. И снова все рады. Смотрю малыми дозами, по пятнадцать минут, по двадцать – дольше не выдерживаю, при всей моей патологоанатомической любви к кунсткамерным артефактам. Эти софиты так ослепительны, эти улыбки так сияют, словно отмена денег отменила заодно и страдания. И тьму. И боль. И смерть. И зло…

А для жанра ужасов необходимо ЗЛО. Не обязательно большими буквами, и даже не обязательно с большой буквы, но непременно – зло как активное, самостоятельно действующее начало, существующее вне привязки к социальным условиям. Необходимо живое ощущение того, что в мире и в человеке присутствует неисследимая бездна, какая-то черная тень, какой-то глобальный дефект. Советская же идеология, подобно некоему совокупному булгаковскому персонажу, утверждала, что все люди добрые, квартирный вопрос только… то бишь, социальная несправедливость испортила их. Стоит освободиться от власти капитала и накопить достаточное количество материальных благ – и прекратятся войны, убийства, усмиренная природа подклонит голову под руку Человека Всемогущего и Усовершенствованного, реки потекут молоком и медом… Короче, рай на земле. Ради этого русский человек и революцию делал – не ради же восьмичасового рабочего дня, в конце-то концов!
И вот, нате-пожалуйста, какой тут рай, если в него в любой момент способно проникнуть чудовище… Откуда? А откуда угодно: из тебя, из меня, из лучшего друга или возлюбленной, из ребенка – в любом случае, из бездны. Конечно, чудовище ценой колоссальных потерь удается изгнать или уничтожить, но где гарантия, что оно или ему подобные не явятся вновь? Благополучный финал надтреснут. Иногда они возвращаются. Потому что каждый человек носит зло в себе, и самые добрые из людей носят зло в себе, и весь мир носит зло в себе, и со злом приходится постоянно бороться, и его невозможно победить окончательно – по крайней мере, по сю сторону смерти.

Вот этого присущего жанру ужасов актуального ощущения непредсказуемого и непонятного хаоса, который всегда рядом, советское чутье стерпеть не могло. Потому инстинктивно, с неумелым мужеством, диктовало: встать на защиту позитивного человека. Который фанерно-плоск, зато фанерно-тверд в своей позитивности. Который не знает взлетов к абсолютному Добру (наличие тени предполагает наличие источника света, не правда ли?), зато не знает и падений в черную пропасть. Этот светлый образ, в который последнее советское правительство продолжало беззаветно верить вопреки очевидности, и подставил ему ножку… Впрочем, это другая тема. По-своему страшная, но далекая от жанра ужасов.

Автор: Фотина МОРОЗОВА
Источник: malpertuis.ru


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 13 июн 2009, 08:01 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
>>>>>«Элемент крови» <<<<<

(рецензия Д. Суворовой)

В аду все то же самое, что на земле, только длится дольше - примерно вечность. Государственный язык на текущее тысячелетие - русский. В аду никого нельзя убить – там и так все мертвы. Однако грешников превращают в пепел одного за другим при помощи таинственного вещества. Следователь Алексей Калашников, любимчик Шефа (так в книге называют Сатану), начинает расследование убийств с целью предотвратить панику в геенне огненной и восстановить порядок. Такой вот неизбитый сюжет в романе Г.А. Zотова «Элемент крови».

Жанр книги сам автор характеризует как «стебный триллер», в котором есть и детективная составляющая. Однако издатели пытаются привлечь публику тайной личности самого Zoтова, уверяя, что это псевдоним известного российского автора. В рамках рекламной кампании книги весь Рунет был завешен сообщениями, что «Элемент крови» - новый роман Пелевина. Но ни фанаты, ни критики не купились: во-первых, реклама была слишком тупой и навязчивой, во-вторых, слишком мало времени прошло с момента появления последнего опуса Пелевина, а в-третьих, хорошей книжке имя П. на обложке не мешает, а плохой не помогает.

В итоге у нас есть смешная книжка, неопознанный автор и самая бездарная рекламная кампания за последний год. Организаторы ее, несомненно, попадут в ад – за глупость и жадность. Им там, возможно, даже понравится, хотя бы потому, что ад переполнен известными людьми, наказания за грехи для которых разрабатывает специальный креативный отдел. Например, Гитлер печет мацу в еврейском квартале, Мэрилин Монро сделали грудь нулевого размера, а Гоголю запретили есть сало и галушки. Впрочем, обычных людей там тоже хватает – в аду уже настоящее перенаселение. Автор даже допускает мысль о том, что «может, в раю никого и нет, что это совершенно пустое, пустынное место».


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 13 июн 2009, 08:01 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
Это, конечно, никакой не Пелевин. Это хорошо написанная и аккуратно выстроенная книжка с каламбурами и пародиями на всех мэтров беллетристики, от Лукьяненко до Акунина, и на российское медийное пространство последних трех-четырех месяцев - «полоний-210» фигурирует в романе вместе с недавно умершими знаменитостями.

«На «Эхе Ада» давал интервью какой-то Аслан Каскадов, жаловавшийся на несправедливость Главного Суда.
- Я, может, всего чуть-чуть президентом и побыл, - разорялся Каскадов. – А меня тут раз – через шесть месяцев обрили и в срочники запихнули. Я спрашиваю – два года служить, что ли? А «деды» ржут – нет, салага, тебе двадцать тысяч лет только в «чайниках» сидеть и на весь батальон картошку чистить. Это когда же я снова генералом стану?»

При всей своей садистической изобретательности Zотов не стал заморачиваться и поселил в один ад грешников всех видов, цветов и конфессий. Бессмысленно искать у него расхождения с каноническими представлениями об аде, потому что ад «Элемента крови» не имеет отношения ни к какой религии. Условные девять кругов автор взял у Данте, потому что это удобный и узнаваемый образ-штамп, как китайская контрабанда, еврейская маца и сатана непременно с копытами и хвостом. Это ад человека, который ничего про религию не знает, но, по старой советской привычке, представляет себе наказание как жизнь, отягощенную бесконечными бытовыми неудобствами. Ад Zотова - в некотором смысле ад сегодняшнего замусоренного сознания, не случайно одной из главных пыток для всех грешников в нем становится реклама, которую нельзя выключить. Его ад – сама масскультура. Его герои – расхожие штампы. Вурдалаки бледные и в плащах, евреи - престарелые маразматики, не способные не то что осознать свои грехи, но даже узнать в лицо Гитлера. Самая же многочисленная категория грешников - китайцы («их больше всего в мире, и соответственно, их больше и умирает») - и вовсе лишены каких-либо человеческих черт, они предназначены исключительно для того, чтобы экспортировать в ад контрабанду.

В итоге роман некоторым образом “ушел” от автора, как колобок от бабушки. Zотов надеялся, что книга «заставит читателя задуматься, не в аду ли мы сейчас живем», а получилось исследование рекламных штампов. Ну и пропаганда девиза «Живи быстро, умирай молодым». Потому что «это же врагу не пожелаешь – жить сто тысяч лет со склерозом, варикозом и ревматизмом».

© Дина Суворова

Иссточник: http://www.booknik.ru/reviews/?books&id=17094


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 15 июн 2009, 19:56 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
>>>>>Блейз.Стивен Кинг<<<<<

Дорогие читатели! Перед вами – вовсе не новый роман Стивена Кинга. И даже не старый-старый роман Стивена Кинга, пролежавший три с лишним десятка лет в черновиках. Вернее, перед нами не столько старый-старый роман Стивена Кинга, пролежавший три с лишним десятка лет в черновиках, сколько наглядное пособие по теме «Стивен Кинг, которого мы потеряли».

Объяснюсь – небольшой романчик «Блейз» Кинг сочинил под своим творческим псевдонимом «Ричард Бахман» ещё в первой половине 70-х. Но до издательств он так и не дошёл – перечитав, Кинг рассудил, что роман вышел так себе и забросил на полку. Тридцать с лишним лет спустя он снова откопал его в своих архивах и, отполировав чуток здесь и подправив капельку там, пришёл к выводу, что вполне сойдёт. И выпустил, снабдив, как он любит, объемным и многословным вступлением, где объясняется всё-всё про смысл жизни, вселенной и вообще роман «Блейз», историю его создания, историю его обнаружения в архиве и всё такое прочее. И вот тут-то, на контрасте этого современного вступительного текста и древнего основного, и вступает в работу пособие по теме «Стивен Кинг, которого мы потеряли». Потому что во вступлении мы сталкиваемся с тем Кингом, который остался нам сейчас – неприятно, неряшливо многословным, склонным к сомнительным шуточкам, начисто растерявшим способность критически оценивать собственный текст. А в самом «Блейзе» мы видим совсем другого Кинга – юного, полного сил, осторожно ступающего на мостик, ведущий к будущему величию, и аккуратно пробующего его ножкой на прочность.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 15 июн 2009, 19:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
- Ты опять напортачил, Конг, - услышал он, едва открыл глаза. – Поздрав-твою-мать-ляю.
Блейз аж зашипел, когда ноги коснулись холодного пола. Потом надел ботинки. Голый, если не считать обуви, подскочил к окну. Автомобиля нет. Он облегченно выдохнул. У рта образовалось облачко пара.
- Нет, не напортачил. Поставил его в сарай, как ты мне и говорил.
- Ты не замел гребаные следы, понимаешь? Почему ты не поставил рядом щит-указатель, Блейз? «ЗДЕСЬ СТОИТ УГНАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ». Можешь даже брать плату за вход. Почему бы тебе этого не сделать?
- Ох, Джордж…
- «Ох, Джордж, ох, Джордж!» Пойди и замети их.
- Хорошо. – Он направился к двери.
- Блейз?
- Что?
- Надень снова портки, вот что.
Блейз почувствовал, что краснеет.
- Как ребенок. – В голосе Джорджа слышалось смирение. – Который бреется.
Джордж знал, как поддеть побольнее, это точно. Только в результате он поддел не того парня, и слишком больно. Такое зачастую приводит к смерти, а потом уже не скажешь ничего умного. И теперь Джордж мертв, а Блейз заставляет его говорить в своей голове, да ещё отдаёт ему самые лучшие фразы.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 15 июн 2009, 19:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
Поймите правильно – три десятка лет в архиве «Блейз» пролежал, в общем, не то чтобы совсем уж несправедливо. Это довольно непритязательный, меланхоличный криминальный роман про преступление, заранее обреченное на провал, отличающийся от обычной нехитрой жанровой поделки среднего класса парой-тройкой деталей. Во-первых, главный герой здесь немного необычен – это здоровенный детина Блейз, слегка слабоумный после того, как папа в детстве сбросил его с лестницы после очередного стаканчика дешевого виски. Во-вторых – и это, пожалуй, единственное, что серьёзно выделяет «Блейза» - ближе к финалу в повествование очень грамотно вкручивается крошечный, но страшно интересный элемент мистики, от которого всё происходившее до этого придётся немножко переосмыслить. Вот, собственно, и всё.

То есть, получается вот что – тот Кинг, который писал «Блейза», ещё не стал тем Кингом, которого мы узнали и полюбили за более поздние работы. А тот, который сейчас издал это, уже не тот Кинг, которого мы любили. Так вот и болтается эта книжка – между тем, который ещё не, и тем, который уже не. Печальная участь. Лучше б лежала себе и дальше в архиве.

© Дж. Стомпер
Оригинал статьи: http://www.newslab.ru/review/260067


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 15 июн 2009, 20:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
>>>>>Дэн Симмонс, “Лето ночи” - в новом издании<<<<<

Оригинальное название: Summer of Night
Серия: Книга-загадка, книга-бестселлер
Издательства: Эксмо, Домино, 2009 г.

От издателя: В небольшом американском городке Элм-Хейвен в стенах школы таинственным образом исчезает мальчик. С компанией школьников, которые занимаются его поисками, начинают происходить события поистине жуткие. Кого-то из детей преследует грузовик с явным намерением лишить паренька жизни. У других умирают близкие, а в окрестностях города появляется получеловек-полузомби, одетый в древнюю солдатскую форму. Вскоре в библиотеке соседнего города обнаруживаются документы об установке в школе старинного колокола, принадлежавшего, по преданию, семейству Борджа и привезенного одним из местных миллионеров. Страшные события настоящего каким-то образом тесно связаны с этим историческим фактом. Вопрос: каким? И успеют ли маленькие герои избежать ударов судьбы, прежде чем на него ответить?

Дэн Симмонс в современной литературе фигура культовая. Тетралогия о Шрайке, таинственном хранителе гробниц времени, произвела подлинную сенсацию в фантастическом жанре и подарила автору миллионы почитателей во всем мире.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 15 июн 2009, 20:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
Отзывы читателей о «Лето ночи»

Отношение к литературе ужасов в мире сложное.

С одной стороны, ее считают уделом не вполне нормальных людей (как писателей, так и читателей), и с этим на первый взгляд трудно не согласиться: как справедливо указывает Стивен Кинг, в пристрастии к подобной литературе сказывается та же черта, что заставляет многих водителей сбавлять скорость рядом с местами серьезных автокатастроф. Хоть одним глазком взглянуть на изувеченные тела, на чужие мучения и смерть — и порадоваться, что это случилось не с тобой. Правда, эта мрачная склонность — отнюдь не порождение XX века. Так или иначе, но этот «экзистенциальный садизм» сопровождал человечество с древних времен, и чем совершенней становились мораль и закон, тем глубже он уходил в подсознание. Ныне у большинства нормальных людей он проявляется вспышками, для подавления которых существует масса возможностей: спорт, секс, компьютерные игры, услуги психоаналитиков — и культура ужасов. (Разумеется, любовь к фэнтези и фантастике также обслуживает определенные психические отклонения, но последние обществу представляются безобидными).

С другой стороны, хоррор изрядно отдает детскостью. Недаром многие корифеи жанра признают, что увлечение подобными историями началось для них со страшных баек у костра. Страх темноты, уходящий корнями в наше животное прошлое, характерен для многих детей. И очень часто литературные критики делают вывод, что писатель ужасов — это тот, кто так и не научился с этим страхом справляться.

Как бы то ни было, фильмы ужасов в нынешнем стабильном обществе набирают популярность, а литература ужасов хоть и не процветает, как жанр «меча и магии», вымирать все же не намерена.

И по какому-то странному стечению обстоятельств роман Дэна Симмонса «Лето ночи», написанный в 1991 году, считается теперь классикой. Не так давно одно из крупнейших западных издательств выпустило условную дилогию о Майке О’Рурке (в которую входят также «Дети ночи») в новом оформлении с надписью HORROR CLASSIC на красочных обложках. Роман отмечен премией «Локус» и номинацией на «Стокера», а также лестным отзывом старика Кинга: оказывается, это чистейшей воды must-read.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Урок литературы [ + new Стивен Кинг: Правила жизни]
СообщениеДобавлено: 15 июн 2009, 20:09 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2009, 23:22
Сообщений: 294
Однако что же такое «Лето ночи» на самом деле? Не более чем одна из самых длинных историй, поведанных у ночного костра не самым умелым рассказчиком. Если бы Р. Стайну, автору популярной серии «ужастиков», под силу были бы романы эпических размеров, то, несомненно, все они как один походили бы на «Лето ночи».

Формально творение Симмонса продолжает линию великих американских романов о «долгом-долгом детстве», которую начал еще Марк Твен, а продолжили Харпер Ли («Убить пересмешника»), Брэдбери («Вино из одуванчиков»), Стивен Кинг («Тело» и «Оно»), Роберт Маккаммон (чудесная книга «Жизнь мальчишки»). Дети, стоящие уже на пороге взрослой жизни; каждому из них лето принесет великую радость и страшное горе, часы философской скуки и небывалые приключения… Казалось бы, сюжет один и тот же, и все же каждая из этих книг по-своему уникальна — потому что уникален ребенок, inner child, который прячется глубоко-глубоко в душе каждого автора. «Лету ночи», однако, в этом ряду делать нечего.

Дэн Симмонс — человек во всех отношениях взрослый: леденящая «Песнь Кали» — это взгляд отца и мужа на чужую страну, «Гиперион» — это взгляд философа и литературоведа, обращенный в вечность, «Темная игра смерти» — восемьсот страниц грязи и боли.

Что делать взрослому у ночного костра? Ребенок Симмонса либо давно мертв, либо его и не было вовсе (и тогда Дуэйн Макбрайд, одиннадцатилетний мальчик с IQ, равным 160 — чистейший автопортрет Симмонса). Не может обычный школьник в один миг стать этаким Федманом Кассадом, рыцарем без страха и упрека, и метко стрелять из дробовика по кошмарным чудищам. Не будет малыш спокойно спать в своей комнате через пять минут после того, как из шкафа (в этой же комнате!) на него напало чудовище (вспомнить хотя бы кошмары детей из кинговских «И вот пришел бука» и «Куджо»). Школьники идут одни в лес, чтобы уничтожить нежить, которая загубила уже одного из их товарищей — и тут один из них предлагает порассказывать «истории о привидениях». Как заметил классик, «может ли такое быть»?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 109 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
© 2008 forum-horrors.ru
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB